+7 (343) 283-08-08
УГМК-Здоровье
Скачайте приложение
Бесплатно в
Скачать

Сегодня невероятно сложно найти медклинику, философия работы которой не сводилась бы исключительно к финансовой выгоде предлагаемых услуг. Очень затруднительно в условиях жесткой конкуренции и борьбы за пациента обозначить цели, чаще всего, лишь в отдаленной перспективе ведущие к очевидному успеху, востребованности. Начать с малого, даже с нуля, разработать пошагово систему методик и внедрить ее в лечебно-восстановительный комплекс – поистине рискованный шаг. Но именно такое решение три года назад было принято руководством и ведущими врачами-неврологами детской поликлиники медицинского центра «УГМК-Здоровье» – решение об открытии Центра когнитивных технологий. Сегодня очевидно, что риск был оправдан, а решение стратегически верно. О том, какие методики поставлены на лечебно-реабилитационную платформу сегодня, рассказывает главный врач Центра Елена Николаевна Шаронова.

 

– Елена Николаевна, 3 года назад работа в Центре начиналась с двух методик. Прошло совсем немного времени, и теперь вы разрабатываете программу лечения и реабилитации самых различных неврологических заболеваний, располагая целым арсеналом аппаратных технологий, как давно испытанных европейскими, американскими, израильскими коллегами, так и новейших разработок.

– Действительно, благодаря активному внедрению различных методик лечения, сегодня мы имеем возможность разрабатывать программы неврологической помощи маленьким пациентам с учетом индивидуальных особенностей каждого: будь то серьезное неврологическое заболевание, либо сложный период адаптации ребенка в той или иной жизненной ситуации.

Основное преимущество всех применяемых нами аппаратных методик состоит в том, что мы получили возможность в большинстве случаев отойти от медикаментозной терапии или значительно сократить ее. Воздействие каждой методики в отдельности и комплекса из нескольких настолько эффективно, что позволяет практически полностью восстановить или скорректировать имеющиеся у пациентов нарушения.

 

– Какими методиками вы оперируете сегодня?

– Применяем давно и видим прекрасные результаты при назначении аудиопсихофоностимуляции, метода Альфреда Томатиса, интерактивного метронома, системы БОС, стабилометрии. Есть технологии, которыми мы дополняем наш арсенал сегодня: биоакустическая коррекция, комплекс Тимокко, Фитлайт (США), мозжечковая стимуляция.

 

– Каково воздействие каждой из технологий? Что они из себя представляют?

– Все методики проводятся на тренажерах и воздействуют на центральную нервную систему. То есть во время сеансов происходит тренировка различных областей мозга, в результате чего мы видим изменения определенных функций мозга.

У каждой методики свое предназначение, но в итоге все они направлены на общий результат – улучшение нейропластичности мозга. Благодаря работе на тренажерах в структурах мозга появляются новые дорожки, новые связи, которые улучшают функциональную производительность и емкость мозга. Например, аппаратура решает проблемы слухового восприятия, ускоряет мышление, увеличивает концентрацию внимания, облегчает двигательную способность, улучшает координацию и ловкость.

Одна из новых методик – Фитлайт. Данную технологию разработала корпорация, предложившая некогда врачам-неврологам известный уже нам интерактивный метроном, на котором ведется работа по коррекции слухомоторной координации. На метрономе ребенок через наушники слышит звук и, используя различные, заданные для него программой движения, должен попасть в обозначенный звук, что дает эффект скорости обработки информации. А Фитлайт сконцентрирован на зрительномоторной координации. Перед ребенком располагаются светодиоды разных цветов и скорости подачи света: происходит попеременное движение света лампочек. Ставится задача, согласно которой маленький пациент должен успеть «поймать» нужный свет. Скажем, лечение на Фитлайте будет назначено пациенту с СДВГ (синдромом дефицита внимания и гиперактивностью), таких детей отличает неумение ждать, импульсивность, желание все сделать быстро. Одна из функций данной терапии – создание мотивационного возбуждения, во время которого ребенку придется дожидаться своей очереди. Например, ему будут даваться команды, и ставиться задача по включению фонарей только указанного цвета. Когда наконец (а это намеренно будет редко) непоседа увидит свой цвет, то в его центральной нервной системе возникнет возбуждение. При разработке методики было просчитано, что возбуждение происходит в приомоторной коре лобной доли – той сфере мозга, которая отвечает за мотивацию, за собранность, за концентрированность. В другом случае, предположим, для пациентов с диспраксией (при наличии кординаторных трудностей, моторной неловкости) программа выстраивается таким образом, что при выключении светодиодов, ребенок выполняет какое-либо действие. То есть происходит  координация движений конечностей и работы глаз. Так, вырабатываются новые связи, которые участвуют в зрительно-моторной координации. Показано лечение и детям не имеющим вовсе никаких проблем, важна она для улучшения каких-либо результатов (спортивных, в обучении и т.д.), поскольку занятия улучшают концентрацию внимания, производительность, выносливость, повышают мотивацию к обучению. Необыкновенно полезен метод и детям с расстройством аутистического спектра. Именно у таких пациентов часто не работают зрительные каналы, как в центральном, так и в периферическом зрении. Вообще, метод решает самые различные проблемы, связанные с нервной системой.

 

– В Центре появился еще один новый аппарат, в некоторой степени, являющийся прототипом нейрокорреционных занятий. Расскажите чуть подробнее об этом.

– Речь о коррекционной методике Тимокко. Действительно, это некий компьютерный прототип нейрокоррекционных курсов. Работа ведется на аппаратуре с блоком биоуправления. На руку ребенку надеваются интерактивные насадки в виде шариков. Задача пациента повторять движения, демонстрируемые на экране. Все выполняемое, передается на экран, и ребенок видит, правильной траектории ли он следует. Задания от простых до постепенного перехода к очень сложным с подключением двусторонней координации (правая нога-левая рука и т.д.). Пациента намеренно путаем, создаем высокую сложность, что дает эффект усиления понимания, изменение координации. Показания для назначения методики все те же: дети с задержкой речевого развития, с задержкой психического развития, аутического спектра и т. д.

Кроме того, в программу лечения мы включаем еще одну эффективную методику – Биоакустическую коррекцию. Процедура представляет собой процесс снятия электроэнцефалографическими датчиками биоэлектрических потенциалов мозга в реальном времени. Исходит биоэлетрическая волна, преобразующаяся в звук. Так ребенок слушает через наушники в реальном времени звуки своего мозга. Сначала это не очень комфортно и красиво, но, по мере продвижения процедуры, становится достаточно приятным. Методика дает эффект саморегуляции процессов, происходящих в центральной нервной системе. Через слух происходит воздействие звука, который регулирует внутренние настройки коры, подкорки, взаимодействие левого и правого полушария между собой. Исходный звук преобразуется в музыку. Особенно такая процедура показана детям эмоциональным, имеющим повышенный фон возбуждения, детям с разрегулированной вегетативной нервной системой, при нарушении сна. В итоге выравнивается слуховое восприятие, за счет чего меняется речь, происходят изменения со стороны речевых функций, улучшается способность восприятия информации, ее понимания.

В систему лечения мы также часто включаем занятия на стабилоплатформе. Эта методика помогает балансировать работу нервной системы. Аппарат Стабилан представляет собой платформу с тензометрическими датчиками (датчиками давления). И, вставая на платформу, человек становится джойстиком, выполняя своим телом определенные задания. Стабилан как раз может использоваться как различные тренажеры. Все реализуется в игровой форме. Например, перед пациентом ставится задача управлять самолетом, или ловить бабочек, или собирать пазл-картинки. При выполнении заданий работает высшая нервная функция, все мышцы и периферические нервы. С помощью стабилометрии абсолютно реально скомпенсировать функциональные нарушения опорно-двигательного аппарата.

Сегодня в программе лечения появилась и аппаратная терапия под названием мозжечковая стимуляция. Система стимулирует столб мозга и мозжечка. За счет этого происходит изменение и улучшение координации, меняются речевые функции. Занятия схожи физическими упражнениями: ребенок стоит на балансировочной доске (доска Бельгоу). Задача – удержаться. Можно задать разный радиус и движение платформы от незначительных колебаний, до амплитудных. При этом пациент выполняет задания: поймать мячик, с доски попасть кольцом на пирамидку и т.д. Подобные действия координируют движения, регулируют баланс, ловкость.

Не так давно мы стали работать с системой БОС (биологически активные связи). Это метод саморегуляции организма по вегетативной системе. Работа ведется через термодатчики, датчики измерения напряжения мышц, эмоционального состояния человека. Методика учит человека управлять собой.

 

– Какие преимущества у неврологов Центра появились благодаря столь широкой сетке аппаратных технологий?

– Все эти когнитивные технологии, помогают нам менять те функции, которые по разным причинам у ребенка не заложились, не сформировались. Важно понять, что наиболее эффективно лечение проходит тогда, когда все методики применяются в комплексе. Сочетание нескольких всегда дает более яркий результат. Потому что каждая методика по-своему хороша. И мы имеем возможность увидеть накопительный, нарастающий эффект. Кроме того, в центре собран широкий комплекс не только аппаратных технологий, здесь, что очень важно, ведется работа специалистов высокого уровня от неврологов, психологов до арт-терапевтов, что позволяет нам разрабатывать программу лечения, основываясь на широчайшем спектре научных и медицинских знаний.