Психологическое консультирование в детской поликлинике «УГМК-Здоровье»

Психологическое консультирование и занятия с психологом в настоящее время распространенное явление. Постоянно открываются, и работают новые психологические центры, должности психолога появляются в школах и больницах, издаются психологические журналы, возникают новые формы оказания психологической помощи (например, консультирование по интернету). Но, тем не менее, до сих пор актуальными остаются некоторые вопросы. Кто же такие психологи и чем конкретно они занимаются? Чем отличается психолог от психиатра и психотерапевта? Как разобраться в различных видах услуг, которые предлагают психологи? И наконец, с какими проблемами можно и нужно обращаться к психологу? Постараемся ответить на эти вопросы.

Итак, кто же такой психолог?

Психолог - это специалист с высшим психологическим образованием. Психолог работает с обычными, в целом «здоровыми» людьми, которые испытывают затруднения в каких-либо сферах жизни (проблемы в учебе, семейных отношениях, отношениях между детьми и родителями, проблемы в общении и многое другое). Помощь психолога может выражаться в форме консультирования, психологической диагностики, психокоррекционных занятий.

Этим он отличается от психиатра, который является врачом, специалистом в области психических заболеваний и использует преимущественно медикаментозные методы лечения.

Детский психолог – это психолог, специализирующийся на работе с детьми. Он имеет более глубокую профессиональную подготовку в области возрастных особенностей развития детей, методов их обучения, а также владеет методами коррекции различных проблем в их развитии. Он также консультирует родителей по вопросам развития и воспитания детей и подростков, улучшения детско-родительских отношений.

Если детский психолог имеет квалификацию «медицинский психолог», значит, он дополнительно проходил подготовку для работы с детьми, имеющими какие-либо отклонения в развитии, как легкие, так и выраженные. Такой психолог работает в одной команде вместе с психиатрами и неврологами, помогая детям с проблемами в развитии (синдром гиперактивности и дефицита внимания, задержка развития моторной, речевой сферы; детям, неуспевающим в школе; часто болеющим и ослабленным хроническими соматическими заболеваниями, а также тем детям, в чьей медицинской карте значатся такие диагнозы, как ММД, РЦОН и другие).

Кроме того, в последнее время все большее распространение получает специальность «детский нейропсихолог». Это также психолог, который проходил дополнительное обучение по детской нейропсихологии.

Нейропсихология - это отечественная наука, достижения которой давно признаны на Западе. Наука, изучающая связь психических процессов человека с работой его мозга, разрабатывающая методы диагностики и коррекции различных трудностей, обусловленных функционированием мозга.

В нейропсихологии разработаны эффективные методы коррекции последствий инсультов, органических поражений, травм мозга. Не удивительно, что знания, накопленные нейропсихологией, оказываются эффективными применительно к детям как с тяжелыми, так и с легкими мозговыми дисфункциями.

Нейропсихолог может не только констатировать те или иные трудности в развитии ребенка, но и определить, как они связаны с индивидуальными особенностями развития его мозга, какие конкретно причины лежат в основе трудностей обучения и поведения ребенка, а также выявить сильные стороны психической деятельности ребенка, чтобы на их основе дать квалифицированные рекомендации по организации его обучения и воспитания.

Как определиться с выбором формы работы с психологом?

Консультация детского психолога

Родители детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возраста, имеющих проблемы эмоционально-личностного и поведенческого характера, могут воспользоваться консультацией психолога по следующим вопросам:

· выбора оптимальных методов воспитания в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка,

· решения различных поведенческих и эмоциональных проблем (непослушание, капризы, страхи, тревожные или навязчивые состояния, агрессивность, стеснительность, застенчивость, заниженная самооценка);

· школьной неуспеваемости и дезадаптации, отсутствия мотивации к обучению;

· трудностей в общении со сверстниками, учителями, родителями;

· реакций на стрессовую ситуацию (развод родителей, смерть близких, рождение братика или сестрички, смена школы и т. д.);

· психосоматических состояний (частые «простудные заболевания», головные боли, боли в животе и т.д.).

· психологической готовности к школе.

 

На консультации в детской поликлинике «УГМК-Здоровье» психолог помогает родителям выбрать эффективную тактику поведения в сложившейся ситуации, составляет программу возможной дальнейшей психологической работы с ребенком или всей семьей.

 

Стоит подчеркнуть, что большая часть времени первой консультации, как правило, уходит на то, чтобы сориентироваться в жизненной ситуации клиента и оценить его эмоциональное состояние. Поэтому разовая консультация психолога - это получение поддержки, информации по поводу проблемы и профессиональные рекомендации.

Более серьезный подход к проблеме предполагает её более тщательное исследование, для чего психолог может предложить вам встретиться дополнительно, чтобы лучше понять характер ваших проблем и более взвешенно подойти к вопросу определения оптимального вида помощи.

Примечательно, что отношения с психологом отличаются от привычных отношений с врачом. Родители и ребенок выступают не как пассивные объекты воздействия, т.е. не нужно ожидать, что вы получите готовые советы по поводу выхода из проблемной ситуации, или с вами или ребенком «что-то сделают и проблема исчезнет». Пациент в этом случае равноправный и активный участник процесса.

В ряде случаев, психологу бывает необходимо провести психологическую диагностику. Это могут быть методики, направленные на изучение уровня развития внимания, мышления, памяти, эмоциональной сферы, особенностей личности и взаимоотношений с окружающими. Также психолог использует методики по изучению детско-родительских отношений.

Например, имеются стандартизованные психологические тесты, направленным на исследование уровня интеллектуального развития ребенка, результаты которых оказываются важными при определении оптимальной программы обучения.

На диагностический прием к психологу ребенка могут направить невролог, психиатр, педиатр, для того чтобы получить более полную информацию о состоянии тех или иных психических процессов ребенка, особенностях его личности. Эта информация помогает врачу лучше сориентироваться в оценке тяжести проблем, в выборе лечения или оценке его эффективности. На основании данных диагностики психолог также может дать рекомендации по поводу обучения и воспитания ребенка.

Одним из приоритетных направлений работы психолога в детской поликлинике «УГМК-Здоровье» является метод нейропсихологической диагностики и коррекции трудностей обучения и поведения детей.

Нейропсихологическая диагностика представляет собой безаппаратный, психологический метод исследования. В его основе лежат определенные задания и упражнения, созданные основоположником нейропсихологии, отечественным ученым А. Р. Лурия и адаптированные для детского возраста.

Такое обследование дает возможность родителям не только понять особенности развития ребенка, но и увидеть его актуальные и потенциальные возможности. Пройти нейропсихологическое обследование полезно любому ребенку от 5 до 9 лет, и особенно необходимо детям со сложностями в поведении и усвоении школьной программы (письмо, чтение, счет).

 

Объективная реальность такова, что количество детей с минимальными мозговыми патологиями увеличивается, а нагрузка на мозг и психику современных детей постоянно возрастает. Плохая экология, патологии беременности, родовые травмы приводят к тому, что мозг ребенка начинает развиваться с некоторыми особенностями, которые впоследствии приводят к тем или иным трудностям в поведении и обучении: ребенок растет неловким, не может завязать шнурки на ботинках, связно рассказать мультик, сосредоточиться на задании, усидеть на месте, легко возбуждается и многое другое. А когда идет в школу, начинает испытывать проблемы с обучением письму, счету, чтению, не может связно рассказать текст параграфа и выделить главное, постоянно делает «глупые» ошибки или не может организовать себя на приготовление уроков.

Диагностика проводится в присутствии родителей, наглядно демонстрируя первопричины тех или иных трудностей ребенка. По результатам обследования делается четкий вывод об актуальном состоянии высших психических функций (ВПФ): внимания, памяти, мышления, речи, зрительного, слухового и тактильного восприятия, пространственных представлений, произвольной регуляции и контроля. Именно эти процессы являются базовыми и определяющими для успешного обучения ребенка в школе. 

По итогам обследования специалист проводит консультацию с родителем, в ходе которой объясняет результаты диагностики, дает общие рекомендации и намечает курс коррекционной работы с учетом физиологических и личностных особенностей ребенка.

 

Сигналы, по которым Вы узнаете, что ребенку срочно нужна помощь нейропсихолога:

Коррекционные и развивающие занятия могут быть индивидуальными и групповыми. В ходе их психолог старается скорректировать нежелательные особенности психического развития ребенка. Эти занятия могут быть направлены как на развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление), так и на решение проблем в эмоционально-волевой сфере, в сфере общения и проблемы самооценки детей.

Минимальный курс коррекционных занятий при решении эмоционально-личностных проблем ребенка – 10 занятий по 45 мин 1-2 раза в неделю.

Коррекционные нейропсихологические занятия более продолжительны. Курс индивидуальных или групповых занятий состоит из 15 занятий 1-2 раза в неделю, при необходимости пройти от 1 до 3 курсов в зависимости от тяжести выявленных проблем. Нейропсихологическая коррекция предусматривает также ежедневное выполнение заданий дома.

Программа занятий, как индивидуальных, так и групповых составляется по результатам диагностической работы, поэтому записываться на коррекционные занятия нужно после консультации или диагностического приема у психолога.

Специалисты
Егорова Оксана Юрьевна Психолог, медицинский психолог
Записаться
Узкопрофильная специализация

индивидуальная и групповая психологическая  работа с детьми  и подростками по развитию эмоционально-личностной и коммутикативной сферы, нейропсихологическая коррекция, психологиче...

Подробнее
Машкова Елена Юрьевна медицинский психолог, нейропсихолог
Записаться
Узкопрофильная специализация

Нейропсихологическая диагностика  проблем обучения и поведения детей дошкольного и школьного возраста: нарушений внимания, памяти, моторики, речи, чтения, письма, усвоения математических оп...

Подробнее
Рабинович Светлана Юрьевна Психолог, медицинский психолог
Записаться
Узкопрофильная специализация

Диагностика и коррекция отклоняющегося развития, консультирование, работа с семьёй; методы патопсихологического исследования, исследования личности, интеллекта, нейропсихологической диагностики ...

Подробнее