Скачайте приложение
Бесплатно в
Скачать
Обратите внимание! Цены на сайте могут не совпадать с актуальным прейскурантом ввиду его обновления. Просьба уточнить цену у оператора контакт центра.
Обратите внимание! Цены на сайте могут не совпадать с актуальным прейскурантом ввиду его обновления. Просьба уточнить цену у оператора контакт центра.
Калькулятор

Заикание – давно известная и широко распространенная патология речи. Современными специалистами оно определяется как нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным сокращением мышц речевого аппарата. Начало этого расстройства речи падает обычно на период интенсивного формирования речевой функции у детей. Заикание, начавшееся у детей в дошкольном возрасте, рассматривается как самостоятельная речевая патология, в отличие от так называемого симптоматического или "вторичного" заикания, которое наблюдается при некоторой неврологической и психической патологии головного мозга. По данным литературы заиканием страдают около 2% детей и до 1,5% взрослых. Среди детей, страдающих заиканием, соотношение девочек и мальчиков составляет примерно 1 к 3-4. С возрастом заикание уменьшается или исчезает совсем, но у ряда больных оно остается, причем у мужчин встречается чаще, чем у женщин в соотношении 2,2-5,3 к 1. В последние годы в наиболее развитых странах отмечается рост частоты заикания у детей, что связывают с бурным внедрением в повседневную жизнь электронных средств массовой информации, видеоигр, обрушивающих огромные массивы аудиовизуальных данных на неокрепшую нервную систему ребенка.

Причины и механизмы развития заикания

До настоящего времени причины и механизмы развития заикания остаются предметом дискуссий специалистов различного профиля - логопедов, невропатологов, психологов, психиатров и др.

Большинство авторов разделяет точку зрения, что заикание - это полиморфное болезненное состояние, при котором судорожное нарушение речи является только одним из симптомов. Поэтому человека, страдающего заиканием, следует рассматривать как больного, и в большинстве случаев нуждающегося в комплексном лечебном воздействии. Заикание - следствие многих причин. Многие исследователи отмечают, что возникновение заикания у детей совпадает с периодом активного развития фразовой речи. Этот период характеризуется недостаточной устойчивостью и значительной ранимостью центров нервной системы, отвечающих за формирование речи.

К врожденным предрасполагающим факторам для развития заикания относят патологически протекающую беременность матери, сопровождающуюся гестозом, обострением хронических заболеваний, анемией, колебаниями А/Д. Доказано неблагоприятное воздействие на внутриутробно развивающийся плод острых и хронических стрессов, выраженных психоэмоциональных нагрузок.

Определенное значение в развитии заикания придается наследственным факторам. В генетическом коде ребенка могут быть заложены патологические особенности строения речевых зон головного мозга, которые при неблагоприятных условиях могут привести к возникновению заикания. Частота возникновения заикания у родных братьев и сестер составляет 18%. У заикающихся мужчин процент появления заикающихся сыновей равен 22%, а дочерей — 9%, а для женщины соответственно - 36% и 17%.

Клиническая характеристика заикания

Речь заикающегося ребенка сопровождается запинками, остановками (тонические речевые судороги), повторениями отдельных звуков, слогов, слов (клонические речевые судороги). Заикающимся свойственно введение в речь добавочных слов , подмена "трудных" слов "легкими" (уловки), сопутствующих речи движений (кивки, подергивание, зажмуривание, покачивание). У многих заикающихся более старших возрастных групп (подростки) наблюдается страх речи (логофобия), приводящий к ограничению социальных контактов. Основным симптомом заикания являются судороги мышц речевого аппарата в виде непроизвольного сокращения мышц в процессе речи или при попытке начать речь.

Различают два вида заикания – первичное (эволюционное), развивающееся у детей дошкольного возраста в возрасте 2-6 лет, и вторичное (симптоматическое), возникающее в различном возрасте при некоторых заболеваниях центральной нервной системы - черепно-мозговых травмах, эпилепсии, энцефалитах, психических расстройствах.

Невротическое заикание возникает в условиях острой или хронической психической травматизации ребенка в возрасте 2-6 лет и в дальнейшем характеризуется волнообразностью течения. Ранее речевое и двигательное развитие у таких детей соответствует возрастным срокам, а в отдельных случаях может опережать их. Собственно речевые судорожные проявления бывают разными: чаще отмечаются клонические артикуляционные судороги, усиливающиеся при эмоциональном напряжении, а также тонико-клонические судороги в начале речи. Четко выражено ситуационно - обусловленное усиление заикания. Личностная реакция ребенка на дефект проявляется в виде волнения перед речью, отказов от речевого общения. Помимо заикания у детей обнаруживаются те или иные невротические проявления: капризность, страхи, колебания настроения, впечатлительность, тревожность. Невротические проявления также носит волнообразный характер, утяжеляясь на фоне эмоционального напряжения и переутомления. Эти дети с трудом привыкают к новой обстановке, в частности, к условиям детского сада. Однако в дошкольном возрасте наличие заикания, как правило, не оказывает заметного влияния на социальное поведение детей. Их контакты с ровесниками и взрослыми остаются практически без изменений.

Неврозоподобное заикание возникает на фоне явлений неврологической недостаточности, как следствие осложнений во время беременности и родов. Признаки ее обнаруживаются в виде рассеянной неврологической симптоматики и в различной степени выраженности церебрастеническим синдромом (утомляемость, истощаемость, повышенная раздражительность, двигательная расторможенность). В некоторых случаях отмечается гиперактивность в поведении и явления двигательной расторможенности. Неврозоподобное заикание возникает в возрасте 3-5 лет, вне связи с психогенными моментами на фоне наиболее интенсивного развития фразовой речи и утяжеляется постепенно. Речь у таких детей ухудшается при утомлении и после перенесенных соматических заболеваний. Раннее речевое и двигательное развитие может проходить в срок или с некоторым опозданием. Дети с неврозоподобным заиканием чаще всего обнаруживают сопутствующие нарушения речи (нарушения звукопроизношения). В ряде случаев неврозоподобное заикание возникает на фоне недоразвития речи. Наблюдается утомляемость, истощаемость, недостаточная моторная ловкость. В ряде случаев страдает выразительность движений, ловкость, быстрота двигательной реакции. Наблюдаются патологические движения, многообразие сопутствующих речи движений. Обнаруживаются трудности мелкой моторики.

На практике, в подавляющем большинстве случаев, специалисты сталкиваются со смешанным вариантом заикания, когда при углубленном обследовании детей выявляются проявления недостаточности головного мозга, являющиеся следствием врожденного повреждения речевых центров, а реакция личности на наличие речевого дефекта приводит к формированию так называемых «вторичных невротических нарушений», проявляющихся в избегании речевых ситуаций, страхе перед речью, снижении уровня самооценки.

Очевидно, что своевременное распознавание, правильная диагностика и начатое лечение являются залогом успешного излечения.

Основными методами, использующимися для уточнения природы заикания являются те, что позволяют в первую очередь оценить степень нарушений функционирования центральной нервной системы на биологическом уровне (Краниография, электроэнцефалография, МРТ головного мозга, нейропсихологическое, психофизиологическое и патопсихологическое исследование). На основании проведенных исследований проводятся лечебные мероприятия, направленные на устранение биологически неполноценной почвы развития заикания.

Помимо этого ключевым звеном в лечении заикания является работа с логопедом, направленная на преодоление общего недоразвития речи и выработку нового речевого стереотипа, характеризующегося отсутствием запинок в речи. В зависимости от возраста ребенка и формы заикания используются методики отсроченной речи, внешней синхронизации речи, ритмизованной речи.

При наличии выраженной реакции личности на речевой дефект возрастает роль психотерапевтического воздействия на ребенка. Используются методики индивидуальной, групповой, семейной психотерапии, в ходе которой происходит поиск и активизация ресурсов психики, отработка навыков поведения в сложных речевых ситуациях, расширение репертуара общения, нормализация уровня самооценки.

Своевременно начатое лечение всегда приводит к значительному улучшению заикания, а повторные курсы лечения – к полному избавлению от речевого дефекта.

В детской поликлинике «УГМК-Здоровье» предлагается комплексная помощь для пациентов (любого возраста) страдающих заиканием.

Навигация по странице