Отделение функциональной диагностики

Функциональная диагностика занимается объективной оценкой, обнаружением отклонений и установлением степени нарушений функции различных органов и физиологических систем организма на основе инструментальных функционально-диагностических исследований. У здоровых лиц исследованием функциональных резервов организма, прежде всего систем дыхания и кровообращения, проводят с целью прогноза и контроля индивидуальной адаптации человека к экстремальным условиям среды обитания, спортивным нагрузкам, при профессиональном отборе и медицинском наблюдении, а у детей и подростков — с целью контроля соответствия развития физиологических систем возрасту.

Обследование сердца

По данным медицинской статистики в последние годы наблюдается рост заболеваний сердечно-сосудистой системы у детей. Современная и своевременная кардиологическая диагностика позволяет снизить риск необратимых изменений. Поэтому кардиологи детской поликлиники «УГМК-Здоровье» настоятельно рекомендуют родителям привести ребенка еще в дошкольном возрасте на профилактическое обследование сердца.

Основные методы диагностики:

  • ЭКГ в покое с функциональными пробами.

ЭКГ – метод регистрации электрической активности сердца, позволяющий оценить сердечный ритм, диагностировать воспалительные, дистрофические, ишемические изменения миокарда.

  • ЭХО-КГ

ЭХО-КГ – метод визуализации сердечных структур при помощи ультразвука, позволяющий судить о состоянии клапанов, герметичности перегородок, толщине стенок и размерах сердца, дающий возможность оценить сократительную способность сердечной мышцы.

ЭКГ и ЭХО-КГ взаимно дополняют друг друга, при проведении исследований одним врачом повышается их диагностическая ценность и создается более полная и адекватная картина состояния сердца, позволяющая диагностировать различные заболевания.

  • Суточное мониторирование артериального давления;
  • Суточное мониторирование ЭКГ (по Холтеру);

Холтер ЭКГ и АД - метод регистрации ЭКГ и артериального давления в течение суток в условиях свободной активности обследуемого с последующим анализом полученной записи на специальных устройствах. Позволяет оценить сердечный ритм и АД во сне, при физической нагрузке, при появлении различных жалоб и т.д. Это уже более трудоемкое и дорогостоящее исследование, необходимость которого определяет врач-кардиолог.

  • Ультразвуковое исследование сердца;
  • Консультирование кардиолога с оценкой данных инструментального обследования.

Исследование сердца необходимо проводить каждому ребенку с профилактической целью в наиболее ответственные периоды жизни: в период новорожденности, перед поступлением в школу, перед началом спортивной деятельности и в период гормональной перестройки в подростковом возрасте. Необходимость эта обусловлена тем, что существует ряд серьезных заболеваний сердца у детей (некоторые пороки сердца, воспалительные заболевания и др.), которые могут протекать бессимптомно, и проявляться жалобами и различными симптомами в далеко зашедшей стадии заболевания.

 

Вызванные потенциалы мозга

Вызванные потенциалы мозга (ВП) – это электрическая активность головного мозга, которая возникает в ответ на действие какого-либо стимула (звукового, зрительного, электрического и др.). Тестирование позволяет понять, как мозг отвечает на разные сигналы – от органов зрения, слуха, чувствительных рецепторов кожи, а также оценивает проведение сигналов по восходящим путям центральной нервной системы.

Что такое вызванные потенциалы? 

Метод вызванных потенциалов позволяет выявить на ранних этапах и спрогнозировать неврологические расстройства при различных заболеваниях: инсульт, опухоли головного мозга, последствия черепно-мозговой травмы, рассеянный склероз и инфекционные заболевания нервной системы, сосудистые заболевания головного и спинного мозга, аутоиммунные (в том числе ревматические) и другие болезни нервной системы. 

Вызванные потенциалы зависят от стимула, который воздействует на мозг. Фиксируют: 

- слуховые вызванные потенциалы;

- зрительные вызванные потенциалы;

- когнитивные, связанные с событиями: с ожиданием, опознанием, принятием решения и инициацией двигательного ответа.

Как проходит исследование? 

Чтобы записать вызванные потенциалы, на голове пациента располагают электроды, которые фиксируют сигнал. Высокочувствительные усилители и цифровые устройства помогают выделить даже самые слабые сигналы центральной нервной системы, в 5-100 раз меньше обычной спонтанной активности головного мозга (ЭЭГ), электромиограммы (ЭМГ) и других сигналов.

Тестирование позволяет получить объективную информацию о состоянии и работе различных сенсорных систем. Пациенту не нужно рассказывать о своих ощущениях на словах, все объективные данные фиксирует техника, что особенно важно при обследовании маленьких детей и тех, кто негативно настроен к диагностике. 

Важно знать

Регистрация внутренних потенциалов мозга – это объективный, неинвазивный и  абсолютно безвредный метод диагностики функций нервной системы. Он не имеет ограничений по возрасту и не требует особой подготовки.

Исследование можно пройти по направлению невролога, психолога, психиатра, отоларинголога, офтальмолога.

 

ЭЭГ-видеомониторинг сна

Что такое ЭЭГ-видеомониторинг?

ЭЭГ-видеомониторинг (ЭЭГВМ) – это продолжительная регистрация биоэлектрической активности головного мозга (ЭЭГ) выполненная синхронно с видеозаписью пациента. Точное определение времени этого исследования выбирает лечащий врач и персонал лаборатории ЭЭГ в зависимости от конкретной ситуации. Мониторинг ЭЭГ назначается, если нужно увидеть тревожащие пациента состояния и уточнить их природу (судороги, обмороки, пароксизмальные состояния, особенности поведения, навязчивые движения и др.); записать длительную ЭЭГ, если короткая стандартная запись не выявляет специфических изменений; оценить картину ЭЭГ при бодрствовании и во сне.

Запись ЭЭГ–видеомониторинга в «Европейском медицинском центре «УГМК-Здоровье» проводится на высококлассном оборудовании «Николет» и «Энцефалан» которые является лидером в области производства диагностического оборудования в России и Европе для ЭЭГ и видео-ЭЭГ мониторинга и объединяют все лучшие разработки доступные на сегодняшний день.

Как проходит исследование?

Пациент и один сопровождающий приходят в клинику к назначенному времени. Вас проводят в кабинет, где Вы будете находиться в течение всего исследования. При желании можно ребенка переодеть в одежду, в которой он будет спать.  После этого ЭЭГ-ассистент наденет на голову пациента электродную шапочку, по показаниям прикрепляются дополнительные дачики, регистрирующие биоэлектрическую активность сердца, мышц, движения глаз, дыхания и другие. Перед выполнением ЭЭГВМ можно психологически подготовить ребенка, в игровой форме объяснив ему необходимость надевания электродной шапочки (традиционно это рекомендуют делать в виде игры в летчиков или космонавтов).

Вам необходимо будет ответить на вопросы о жалобах, истории и течении заболевания, принимаемых препаратах и пр. Обычно исследование проходит по стандартной схеме – ведется запись в бодрствовании до сна, затем сон, бодрствование после сна. В течение бодрствования проводятся функциональные пробы – фотостимуляция в виде ритмичного мелькания света с различной частотой, гипервентиляция  - глубокое ритмичное дыхание пациента в течение 3 минут. Возможно проведение других проб по показаниям лечащего врача.  У детей последовательность проведения может несколько изменяться в зависимости от возраста, поведения и потребностей ребенка.

Во время бодрствования при беспокойстве ребенка, детям разрешается читать или играть. Затем ребенок укладывается спать. Рекомендуется уложить ребенка так, как он привык засыпать дома (укачивание на руках, напевание песен, чтение сказки, сосание соски и пр.). Желательно, чтобы ребенка укладывал тот, член семьи с которым ребенок лучше всего заснет. Можно брать с собой детское питание, питье, игрушку, с которой ребенок обычно засыпает. Ребенок не должен быть голодным, покормить ребенка (особенно грудного возраста) лучше непосредственно в клинике.

Пациент и сопровождающий должны сотрудничать с персоналом клиники, добросовестно выполнять их указания. Сопровождающий должен контролировать поведение пациента во время исследования, следить за тем, чтобы пациент не снял шапочку с головы, чтобы пациент постоянно находился в поле зрения видеокамер, и как можно меньше самому попадать в поле зрения видеокамер, чтобы не закрывать пациента, особенно во время приступа.

В случае возникновения приступа, сопровождающий должен нажать на кнопку, предназначенную для обозначения эпизода в записи и немедленно сообщить ЭЭГ-ассистенту, о том, что начался приступ. В случае возникновения приступа сопровождающий может находиться рядом ребенком, при этом стараться не закрывать камеру, т.к. исследование во время приступа продолжается, и данная информация необходима правильной установки диагноза и дальнейшего лечения.

Специалисты
Ефимова Татьяна Сергеевна Врач функциональной диагностики высшей квалификационной категории
Узкопрофильная специализация

Электрокардиография, эхокардиография, анализ  сердечного  ритма, электроэнцефалография, эхоэнцефалоскопия, реоэнцефалография, исследование функции внешнего дыхания, ультразвуковая допп...

Подробнее
Лунегова Елена Владимировна Врач функциональной диагностики высшей квалификационной категории
Узкопрофильная специализация

Эхокардиография на современных аппаратах различного класса;

Холтеровское мониторирование ЭКГ и АД;

ЭКГ, оценка вариабельности ритма ( РКГ, КИГ), РЭГ, М-ЭХО;

Язькова Оксана Борисовна Врач функциональной диагностики высшей квалификационной категории
Узкопрофильная специализация

электронейромиография, электроэнцефалография, вызванные потенциалы, видео ЭЭГ- мониторирование, эхоэнцефалоскопия, спирография фоновая, спирография с медикаментозной пробой, электрокардиогафия (...

Подробнее