В середине каникул, когда, нам родителям, кажется, можно наконец совсем выдохнуть самим и отцепиться от детей с просьбами о прогрызании гранита науки, начинает неприятно маячить сентябрьское учебное. В ужасе мы бросаемся покупать тренажеры по всем ста двадцати шести предметам, включая труд и физкультуру (чтоб уж наверняка) и запихивать в отпрысков уже забытое и еще непройденное. А они не хотят и не желают. Да ведь еще часто и не получается. Просто не выходит в силу определенных неврологических или психологических особенностей ребенка. Вот тут-то стоит остановиться и разобраться в том, что же конкретно не складывалось у школьника. Может быть, не стоит в сотый раз заставлять выучивать формулы, писать чисто или читать тысячу слов в минуту. Ведь сегодня в помощь нам работает масса запатентованных и оправдавших свои возможности нейростимулирующих программ, аппаратных методик. Курс занятий по одной из них может кардинально изменить, на первый взгляд, безнадежную картину.

 

У меня двое детей: мальчик и еще мальчик. А еще племянница, в воспитании коей я принимаю самое активное (самой бы такую тетку) участие. Все детки разновозрастные: 8, 11, 14. Каждый со своим характером, индивидуальным развитием, собственными неврологическими особенностями. К концу учебного года мне всегда хочется крепко зажмуриться, заткнуть уши, закрыться в дальней комнате на амбарный замок, чтобы ни одна молекула учебного процесса не проникла на мою территорию да 31-го августа. Но в этом году я решила взять себя в руки, а точнее кинуться в объятия к специалистам. Очень уж хочется, чтобы следующий учебный год прошел при хороших погодно-неврологических условиях. Пичкать медикаментами детей без сложных диагнозов нет резона, а вот провести правильно подобранную аппаратную терапию – не просто можно, но и нужно.

После последней весенней консультации у нашего невролога в Детской поликлинике медицинского центра «УГМК-Здоровье» Екатерины Анатольевны Молчановой я четко поняла, что такие методики помогают детям справляться с самыми различными сложностями в обучении, общении, при проблемах с самоконтролем.

Чувство ритма

Например, мой восьмилетний Марик, только еще начавший свою школьную жизнь. В силу разных перинатальных несовершенств, его мозг не был настроен на такие навыки, как планирование, быстрое усваивание информации, решение многозадачных проблем. В школе возникли трудности с пересказом текста, письмом, запоминаем информации. Кроме того, с восприятием времени просто беда – модное слово таймменеджмент точно не про него. В общем, парню приходилось сложно справляться с самим собой. Это при том, что интеллектуальный уровень его по результатам различных тестирований был очень высок.

Как не удивительно, но оказалось, что всем этим навыкам ребенка можно научить. Невролог посоветовала для Марика методику, о которой я уже много знала, но все не решалась опробовать – интерактивный метроном. Это гениальная по своей простоте и уникальная по результативности терапия, оптимизирующая работу головного мозга. Показана методика и детям с самыми различными неврологическими заболеваниями: от задержки физического и психического развития до дефицита внимания и алалии. Но и здоровым детям метод открывает уйму возможностей и умений.

Занятия на метрономе (курс из 15-ти занятий) построены уникально и просто. Ребенок надевает наушники, в которые идут звуковые сигналы, выстроенные по индивидуально подобранной программе. А на экране компьютера появляются различные задания. В момент, когда слышен звук, нужно произвести заданное действие руками или ногами, то есть согласовать звук и движение тела. Эта разница в миллисекундах между звуком и движением оценивается программой. К последнему занятию ребенок уже четко попадает в звук. Итак, происходит перенастройка нейрональной сети. Ломается неправильный алгоритм действий, заданный когда-то, и мозг начинает работать верно.

После окончания блока, нужно сделать перерыв на полгода. За это время мозг должен усвоить информацию, которую получил. Это будет происходить постепенно, словно загрузка и обновление. У ребенка станут проявляться все ожидаемые навыки: самостоятельное планирование распорядка дня, следование намеченному алгоритму, выполнение разных задач с высокой скоростью, быстрое переключение с одного дела на другое, много еще новых умений, которые станут даваться ребенку как физически, так и психологически легче.

Слушайте и не говорите, что не слышали!

С одиннадцатилетним Димкой мы уже много лет безуспешно пытаемся выучить английский язык на разговорном уровне. И если с грамматикой и письмом у парня все в порядке, то с произношением иностранных слов просто беда. Он просто не слышит, не воспринимает иностранную речь, и следовательно, не может повторить правильное произношение. Как говорится, в одно ухо влетает – в другое вылетает. У таких как Дима происходит нарушение дозревания сенсорной коры головного мозга. То есть все звуки, которые ребенок воспринимает извне и костями, и ушами, не проходят сенсорную обработку в коре головного мозга. Такие дети кажутся со стороны рассеянными, непослушными, плохо запоминают услышанный материал, не в ладах с языками. Им приходится повторять несколько раз, они не сразу включаются в работу. Чтобы справится с этими проблемами, детям нужна помощь.

Если такая помощь пришла вовремя (до 13-ти лет), то все встает на свои места: происходит улучшение мыслительных процессов, концентрации внимания и памяти, познавательной способности. Изменяется и эмоциональная сфера: улучшается взаимодействие ребенка с мамой, окружающими людьми.

Самое главное, что помощь оказать очень просто. Зачастую можно ограничиться проведением курса одной из методик, применяемых в неврологии – Томатис-терапии. Основная задача терапии – достроить или построить заново ту базу, на которой дальше ребенок сможет складывать свою жизнь. Речь о восстановлении или даже новой постройке подкорковых и корковых связей. Уже после улучшения координации (которая была нарушена в перенатальный или родовый период) этих связей происходит переход к усвоению звуков более высоких частот. Сама терапия проводится с помощью специализированного оборудования, способного вырабатывать только высококачественный аналоговый звук. Каждый такой урок слушания длится 2 часа. В это время на голове ребенка наушники, через которые он слушает музыку с наложенной на нее сетью различных звуковых частот. Благодаря тому, что звуки постоянно меняют свою частоту, сгущаются и наоборот разрежаются, мозг ребенка попеременно то работает, то отдыхает. Было доказано, что такая тренировка путем переключения каналов заставляет те клетки мозга, которые находились в неактивном состоянии включаться. Получается самая настоящая зарядка для мозга.

Эффективна Томатис-терапия и при нарушениях со стороны речи: алалии, дизартрии, фонетико-фонематическом нарушении речи,дислексии; при поведенческих нарушениях, нарушениях детско-родительских отношений, проблемах эмоциональной сферы, трудностях в обучении.

Кроме того Томатис-терапия стимулирует развитие творческих способностей за счет улучшения подкорковых связей, так что ребенку становится интересно писать, рисовать, воспринимать музыку, в том числе в ее классическом варианте, появляется и мотивация к обучению.

Все под контролем

Соня – любимая девочка, проводящая со мной едва ли не больше времени, чем с собственными родителями, "дает прикурить" всему семейству с тех пор, как стала подростком. И бог бы со строптивостью – можно пережить. Но вспыльчивость невероятная, сопровождаемая прямо-таки огненными извержениями, ставит порой в тупик. Самое неприятное, что ребенок не может справиться со своими эмоциями и в чужом окружении. Да еще и страшные головные боли, которыми сопровождаются месячные. Соньке нужна, как воздух, терапия, научившая бы ее расслабляться (что устранит ненавистные головные боли, носящие психосоматический характер) и контролировать свои эмоции.

Наш невролог нашла выход и тут. Соне назначили курс немедикаментозной терапии под названием Биологическая обратная связь. Основная суть методики состоит в том, что человека обучают понимать свой организм и управлять им. На основе различных техник на расслабление, дыхание пациент овладевает навыком владения своими эмоциями так, что со временем у него вырабатывается и рефлекторное самообладание.

Одно из важнейших условий успешного результата (как и в остальных аппаратных методиках) – желание и настроение самого маленького пациента и его родителей. БОС помогает понять свой организм, себя. Ребенок получает возможность осознать, что происходит с ним, когда в голове рождаются, вспыхивают какие-то отрицательные или положительные эмоции.

И за всем процессом можно наблюдать на экране монитора: что с дыханием, с сердцебиением, с мышцами, когда человек напряжен, сердится или устал. Так что доктор регулирует процесс, сообразно происходящему: ставит или снимает те или иные задачи. Терапия БОС решает многие неврологические проблемы, например, логопедического характера.

Сейчас замечательно и радует меня больше всего то, что предсентябрьская наша боеготовность, кажется, уже дает свои плоды, ведь дети, едва приступив к прохождению аппаратных курсов, настроены на положительный результат, а, значит, у нас все получится и школьные заморочки перестанут быть сильно замороченными.